Пророчество Судного Дня. Икона Страшного Суда
Пророчество судного дня и тема Страшного суда вообще не были актуальны для древней Руси. Эта тема пришла из Византии только в XIV-XV веках, получив здесь свою особую трактовку.
Пророчество судного дня и икона на эту тему, любая – греческая, византийская, католическая, очень насыщена различными фигурами, животными, растениями, которые трудно понять современникам. Трудно, не только потому что не все знают и понимают Евангелие и Апокалипсис, но и потому что современные представления далеко ушли от средневекового человека.
Сегодня Апокалипсис и конец света связывают больше не с личным состоянием души, а с крушением мира вообще. Икона же больше обращается к человеку, побуждая осмыслить свою собственную жизнь, понять, что он делал не то и не так.
Страшный суд, как личная трагедия и катастрофа, волновала многих: это тема романа Кафки «Процесс», фильмов «Андрей Рублев» Тарковского и «Апокалипсис сегодня» Френсиса Копполы … Я уже не говорю о бесконечных спекуляциях на эту тему различных сект и учений, последнюю из которых мир пережил в декабре 2012 года. И все они кроются здесь – в теме «малого» и «большого» конца света.
Пророчество судного дня и русская икона, посвященная этой теме, основывается на Евангельской притче о Страшном суде, хотя включает и некоторые элементы Апокалипсиса Иоанна Богослова. Но есть и такие иконы, которые включают Евангельский Страшный суд в образ Апокалипсиса. Но первое встречается все-таки чаще.
Главное отличие русского варианта иконы от других в том, что она не только отражает притчу о Страшном суде, суть которой в разделении людей и народов на праведников и грешных, но и является образом единого богослужебного цикла Постной Триоди, включая Страстную седмицу.
Сначала движение человека идет вверх - через покаяние и судный день к Страстям Господним (через Великий пост), потом спускается вниз (в Страстную седмицу), достигая высшей точки – в Воскресении Христовом. Движение вверх – это путь человека к Богу через личное очищение и покаяние. Движение вниз – путь Бога навстречу человеку. Точка встречи человека и Бога - Пасха, день Воскресения Христова.
Пророчество судного дня с иконой на эту тему, не изолировано и не определяется только притчей, а превращается в сборку в единое целое символов, слов и изображений, в котором каждый элемент занимает определенное место, а целое иконы задается всем богослужебным циклом Великого Поста, являясь Постной Триодью в красках.
То, что содержится в огромном, почти тысячестраничном, фолианте под названием «Постная Триодь», размещается всего на одной иконе, часто незначительных размеров. В этом сложность чтения и понимания иконы. Кроме того, она отсылает к некоторыми элементам и Рождественского цикла.
Поэтому икона нуждается в определенном маршруте и указании ключевых точек, по которым можно двигаться и ориентироваться как в иконе, так и в пространстве Великого Поста. Прежде всего, наметим систему координат, которая позволит ориентироваться в иконе, как пространственно, так и нравственно. При этом будем отталкиваться от внешнего зрителя.
Правый нижний угол иконы – это ад, место сосредоточения зла. Левый верхний – место Горнего Иерусалима, в котором находятся праведники, облаченные в белые одежды с нимбами над головами. Это место добра. Соединив эти два угла диагональю, мы получим первую линию ориентации: добро - зло.
Если смотреть изнутри иконы, то правая и левая сторона меняются местами и тогда их названия соответствуют евангельским: левая сторона - «ошуйя» и правая «десная» (левая и правая), но мы будем рассматривать икону со стороны зрителя.
Существует и другая нравственная оппозиция – Рай Затворенный (Эдем), из которого были изгнаны Адам и Ева, и новый мир, творимый Спасителем.
Нижний левый угол, противоположный аду, место Рая Затворенного. В него идут праведники, ведомые первоверховными апостолами Петром и Павлом. В руках первого находятся ключи от рая. Идут они навстречу тем праведникам, что уже находятся в раю.
Но такое изображение не всегда присутствует. Часто показываются схимники-праведники взлетающие по "Эдемскому коридору" к праведникам, сидящим в Горнем Иерусалиме.
Таким образом, нижняя часть иконы имеет четкую оппозицию: рая и ада. Ровно посредине находится милостивый блудник, который за милосердие не удостоился ада, а за блудную страсть – не удостоился рая. Так он и находится между ними, ни туда и ни сюда.
Кроме такой оппозиции прочитывается также оппозиция Страшного суда - рай, пророки, Богородица, праведники - слева и Апокалипсиса - справа - с его образами земли, воды, ада, змея и огненной реки.
Верхний правый угол – это место сотворения нового неба и нового мира, что по времени относится к Страстной седмице и сошествию Иисуса Христа в Ад, из которого он выводит праведников.
Это сближает икону Страшного суда и икону Воскресения Христова ("Сошествие в ад"), располагая их в одном пространстве Постной Триоди. Здесь два ангела сворачивают небо в свиток (элемент апокалиптического образа),
здесь же изображается Иисус Христос, как глава нового мира и в этом же месте изображена Голгофа с Крестом, на котором Спаситель был распят и погребен. Здесь ангелы света сбрасывают ангелов тьмы в ад.
Итак, рай или Вертоград Заключенный противопоставляется аду, а в верхней части – новому свету, творимому вместо старого мира. В раю находятся ветхозаветные праотцы (Иаков, Исаак и Авраам), Богородица с двумя ангелами и Разбойник благоразумный, распятый вместе с Иисусом, но исповедавший Его, в ответ на что Спаситель сказал, что ныне же он будет в раю.
Внизу, около рая, мы видим пророка Даниила, который пророчествовал о четырех царствах и наступлении нового царства – царства Христова. Четыре царства, в виде четырех зверей: медведь - Вавилонское царство, грифон - Македонское царство, лев - Персидское царство и чудо-зверь с рогами – Антихрист или Римского царства.
Они находятся в круге, на который показывает Даниилу Ангел. Здесь же изображается земля и вода, отдающие своих мертвецов, чтобы они предстали на суде.
Если говорить в целом, то нижняя часть иконы более насыщенна и относит нас не только к первым ветхозаветным временам, но и к Рождественскому циклу богослужения, в котором вспоминаются праотцы и пророки. Это пространство земли, а не неба.
Небо находится выше. Начинается оно с дейсусного ряда. В нем находится Спаситель в Славе, который судит приходящих к нему людей и народы. Рядом с Ним слева стоит Заступница за род человеческий Богородица и справа - Иоанн Креститель. Они, милостиво умоляют Иисуса помиловать приходящих на Страшный суд.
Чуть ниже дейсуса с Иисусом Христом, Богородицей и Иоанном Крестителем находятся Адам и Ева, как образ спасенного человечества. В пяту Адама, словно жаля его, упирается голова змея. Это змей мытарств, выходящий из ада с двадцатью кольцами страстей. Иногда вместо змея изображается огненная река, исходящая из пасти зверя, на котором восседает сатана с душой Иуды в руке.
Ниже дейсусного чина находится престол, на котором лежит развернутое Евангелие – книга Жизни, Крест и орудия страстей Господних. Это место – центральное на иконе.
Именно перед престолом человек встает в судный день и все его дела, записанные в книге, становятся явными. Под престолом изображена руками, в которой находятся белые души праведников, в том числе - младенцев. Выше дейсусного чина находится Бог-Саваоф, Горний Иерусалим и Новое Небо.
Иконы Страшного суда, особенно иконы более ранних веков, это искусство, имеющее в самой сердцевине народное ядро, сохраняющееся в течение долгого времени и дошедшее до нас в образах вертепных спектаклей. Написаны такие иконы живо, ярко, просто и назидательно, так, чтобы они были понятны простому крестьянину.
Истоки народных сказаний и фольклора находятся в поэзии Постной Триоди, которая полна ярких картин и образов, на которые легко было ставить спектакли.
Этой же традиции придерживались и старообрядцы, которые старались выдерживать максимальную близость к текстам Священного Писания.
Со временем «Эдемский коридор» с райским садом и возносящимися в Горний Иерусалим схимниками стал более четко отделяться от «Геенского» с его змеем мытарств и летящими в ад ангелами тьмы.
Горний Иерусалим стал превращаться в место пиршества праведников, с четким разделением чинов, сидящих за праздничным столом с яствами. Стали проявляться параллели с другими иконами: «Знамением», «Сошествием во ад», «Сыном Единородным» и др. Больший акцент стал делаться на Кресте, как символе Распятия, играющего важную роль в Великопостные дни.
Но в целом большим изменениям подвергается нижняя часть иконы, верхняя (дейсусная, престольная, и с изображением Господа Саваофа), остается практически неизменной. Претерпевали изменения и другие элементы иконы, но в главном иконография сохранялась, представляя общий образ Великого Поста с обрамляющими его подготовительным циклом и заключительным Страстным.
Обсудить статью
Искусство Андрея Рублева сегодня мало кому понятно, разве что специалистам. Неделя, посвященная Страшному суду, заканчивается Прощеным воскресением. Но страшный суд под кистью Андрея Рублева превратился в удивительно гармоничную картину встречи Бога и Человека. Бог не может уничтожить человека только потому, что он грешен. Он не ищет безгрешности, Он ищет любви, милосердия и добра. Поэтому лики святых и простых людей полны у Андрея Рублева покоя и радости встречи с тем, Кого так долго чаяли.
Вознесение – один из двенадцати великих праздников православной церкви. Это праздник радости разлуки и радости встречи. Для апостолов, которых Иисус учил и готовил к их основной миссии – проповеди Царства Божия. Получив негативный опыт страха и неверия, ученики по-другому стали воспринимать слова Учителя, когда после Воскресения Он стал являться им уже в другом теле, духовном. Вера стала возвращаться, но оставались иллюзии относительно Иисуса, Которого они по-прежнему считали земным Мессией.
Интервью профессора латвийского государственного университета, специалиста по религиям и культам относительно взаимоотношений гомосексуалистов и христианской церкви.
В 1947 г. недалеко от северо-западного побережья Мертвого моря, в пещере Кумран, два юноши-бедуина сделали удивительное открытие. Ими были обнаружены древние свитки, имевшие отношение к жизни некоей общины. Членами ее могли быть только мужчины, все они были равны между собой.
Женская любовь способна на самопожертвование и самозабвение, на мужество и существенные материальные траты. В хрупком женском сосуде содержится такая сила, которой могут позавидовать мужчины. О чем и повествует нам Евангелие. В третье воскресенье по Пасхе церковь вспоминает мужественных жен-мироносиц, которые в отличие от учеников Христовых, предавших, разбежавшихся и затаившихся за закрытой дверью от страха, рано утром, в темноте, идут ко гробу, несмотря на страх и ужас.
Радуница. Красивый и радостный народный праздник. Все что-то делают, чистят и радуются встрече. Но кроме Радуницы, русского обычая поминания умерших, есть и поминальные обряды и традиции в других славянских странах. Они тоже очень красивые. Кто, например, знает о Навском Великом дне? В русской традиции его нет, но есть в украинской. А почему мы вспоминаем в этот день сказание «Хождение Богородицы по мукам»? А что такое психудия и почему раздают кувшины для воды на кладбищах? Все это о поминании
Один раз в год родительский день отмечается не как обычно, в субботу, а во вторник. Этот день в народе называется Радуницей. Радуница отмечается на девятый день после Пасхи. Тогда на кладбище столько народа, что кажется живых больше, чем усопших. И понимаешь в этот день смысл слов: «Смерти нет» и что Бог – не Бог мертвых, но Бог живых. У Бога все живы. Радуница имеет и другое название – «Проводы». Кого и куда провожают? Почему провожают?
Юродство возникло еще в ранние века, но как массовое явление, если его вообще можно назвать массовым, начало существовать в России только в 14 веке, а расцвет приходится - на 16 век. Одним из последних русских юродивых был отец Петр Томаницкий. Петр Томаницкий стал юродивым в 32 года, сделав своим девизом смирение и кротость. Его объявляли сумасшедшим, помещали в психиатрическую клинику, били и травили, но он все принимал со смирением. Постепенно к нему пришла слава и хоронили его уже тысячи.
Молитва "Богородице Дево, Радуйся!" - одна из самых любимых у христиан. Но каждый вкладывает в нее свой смысл. У кого-то она несет только радость, у кого-то связана с воспоминаниями не очень отрадными. Но в любом случае эта молитва - надежда на то, что печаль сменится радостью, а радость останется навсегда с тобой. Радость от того, что однажды Богородица вошла в твой дом и принесла с собой веру, надежду и любовь.
Творчество любого поэта всегда уникально, особенно гениального. Марина Ивановна Цветаева, безусловно, относится к числу последних. Как и под чьим влиянием сформировался ее талант, что было главным в ее поэзии, какая философия лежит в основе ее творчества? Цветаева очень глубокий поэт, сложный и многоплановый. Ее стихи сразу можно узнать по тому, как поэт обращается с языком: она слушает его, проговаривает один и тот же смысл разными словами и звуками, всматривается и вчитывается в каждое слово
Семнадцатое июля – день памяти расстрела царской семьи Романовых. Царственная семья, хоть и прославлена, но только в лике страстотерпцев. Страстотерпцы – те, кто принял мученическую кончину не за веру, как мученики первых веков, а за непротивление злу насилием, за добровольное терпение страстей и мучений от единоверцев. Этот подвиг в древней Руси почитался равным подвигу подражания Христу, Его вольным страстям, добровольной смерти и жертвенности.
Самое трудное в жизни человека понять и принять свободу. Для меня свобода тоже загадочна, трудна и труднообъяснима, но к ней стремятся и о ней говорят говорят все. Так можно ли самому, добровольно, избрать свободу или лучше смотреть на нее со стороны? Почему за нее идут на каторгу и в тюрьму? Что завораживает в ней и что неотвратимо притягивает, как притягивает к себе бездна? И каждый ответит на эти вопросы по-своему. Но я понимаю и тех, кто не выбирает свободу.
Правление Павла I было скоротечным, за это время он успел сделать очень много, но также много у него появилось врагов. И дали они ему править всего четыре с небольшим года. Этот небольшой период царствования вместил в себя поход Суворова через Альпы, победу Ушакова в Средиземном море, создание новой и могучей русской армии, ограничение прав дворянства в пользу крестьян и многое другое, что вывело Россию на новый уровень развития и позволило ей в дальнейшем только укреплять свое могущество.
Сложно объяснять то, что надо самому пережить. Праздник музыки в Париже относится к таким - необъяснимым и вселенским событиям, разворачивающимся на маленьком кусочке земного шара, но, по сути, являющимся моделью всемирного единения человечества. Праздник музыки в Париже, проходящий раз в году в день летнего солнцестояния, сам по себе имеет глубокий философский смысл, не только и не столько музыкальный, хотя и это тоже есть, но только как повод. Мне посчастливилось быть на этом празднике.
Есть художники-концептуалисты, есть реалисты и моренисты, а есть художники-философы, которых сложно понять, а тем более принять. Такими были Сезанн, Пикассо, Климт, Мунк…На русской почве когда-то их тоже было немало: Малевич, Шагал, Кандинский, Филонов. Советская власть с годами выкосила всех. Но постепенно вновь народилось поколение художников, которых активно коллекционируют. К числу таких удивительных русских художников перестроечной волны принадлежит и Василий Шульженко.
У Кнута Гамсуна была долгая жизнь: родившись в 1859, умер он только в 1952 году. На его глазах Норвегия превращалась из аграрной страны в промышленный регион, рушился сельскохозяйственный уклад, гибла интеллигенция, мелкий предприниматель, разорялся патриархальный строй, близкий Гамсуну с детства, гибла природа. Человек постепенно превращался в винтик огромной машины. Что чувствует человек, попадая в этот беспощадный мир, как ему выжить, не потеряв достоинства? Об этом книги Гамсуна.
Кнута Гамсуна называют норвежским Достоевским. Это не случайно: Гамсун очень похож на русского писателя не только проблемами, но и стилем, и проникновением в тонкий душевный мир человека, и каким-то своеобразным тонким юродством… Эту схожесть отмечают все специалисты и неспециалисты. Гамсун – импрессионист в описании природы; тонкий психолог - в описании отношений между мужчиной и женщиной; глубокий философ – в постановке вечных вопросов о смысле жизни и свободе.