Начало Истории Человеческого Общества (1)
Определив сущность и структуру цивилизаций, механизм их смены, впору примерить предложенные нами понятия и подходы к реальному историческому процессу. Первый вопрос, который при этом возникает: с какого момента начинать отсчет истории общества?
На этот вопрос предлагают различные ответы. Обычно изучают историю общества с первобытнообщинной формации, которая началась 1,5 — 2 млн. лет назад — с палеолита, когда отдаленный предок современного человека стал изготавливать каменные орудия (вероятно, более доступные деревянные и костяные орудия использовались намного раньше). Эти факты доказаны археологами, они являются объектами изучения антропологии. Но о какой истории общества может идти речь, если ни разумного человека, ни тем более общества еще не было и в помине? Большинство этажей пирамиды цивилизации отсутствовало или находилось в зачаточном состоянии. Это попытка перенесения современных представлений об обществе на почву, где реальных предпосылок для него еще не было.
Некоторые ученые ведут отсчет истории древнего мира с конца древнекаменного века, с появления вида «Человек разумный» примерно 40 тысячелетий тому назад. Это был крупнейший переворот в эволюции рода «Человек», в развитии биологического ядра наследственности, которое сохранилось и поныне, в формировании социального генотипа. Но те же историки признают, что первые три десятка тысячелетий первобытный человек, хотя и занимался трудовой деятельностью, находился на иждивении у природы, не мог воспроизводить средства существования: «Человек разумный унаследовал умение трудиться и производить для этого простейшие орудия. Но от конца древнекаменного века он еще очень долго — тридцать тысяч лет своей истории — все еще... только извлекал для себя дары природы с помощью произведенных им орудий, но не воспроизводил ее плоды снова. Его способы добывания пищи — собирательство дикорастущих растений, охота и рыболовство, — конечно, были трудом; мало того, для поддержания своего существования человеку и тогда уже нужно было не только производство, но и воспроизводство орудий труда; но сами добываемые им продукты природы он воспроизводить не умел. Поэтому жизнь человеческих коллективов (общин, обычно объединяемых по родству) в огромной степени зависела от внешних природных, даже климатических условий, от обилия или скудости добычи, от случайной удачи; удача же сменялась периодами голода, смертность была очень высока, особенно среди детей и пожилых. На огромных пространствах земного шара людей было очень мало, и число их почти не увеличивалось, временами, пожалуй, даже падало».
Картина, в целом, вероятно, верная, свидетельствующая о том, что человек того периода еще не разорвал пуповины, связывающей его с матерью-природой. Вопрос лишь в том, можно ли считать этот долгий период (вчетверо больший, чем весь следующий путь до наших дней) собственно историей — или это лишь предыстория, время формирования предпосылок для начала исторического пути, создания человеческого общества, разорвавшего пуповину и развивающегося по своим собственным законам, хотя и взаимосвязанным с законами природы как внешней по отношению к человеку и обществу среды. Второй вариант ответа на поставленный вопрос представляется более убедительным.
Третий этап переходного периода можно характеризовать как патовую ситуацию, сравнительно недолгий период равновесия сил старого и нового мира.
Последствия кризиса потребностей неоднозначны. С одной стороны, «вымываются» неоправданно высокие, паразитические потребности, не подкрепленные возможностями и ресурсами (как это произошло в США, других развитых странах в конце 70-х — начале 80-х годов).
Расследуя структуру человечества последнего тысячелетия, Тойнби обнаружил пять живых цивилизаций
Каждая цивилизация вносит качественные изменения в систему производственных отношений — формы и способы присвоения (собственности), распределения, обмена. Эти перемены имеют своим первоисточником человека, необходимость создать оптимальный при данных технологических и организационных условиях производства экономический интерес, мотивационный механизм.
Ответим теперь на третий и последний вопрос: каковы содержание, этапы и итоги переходного периода к новой цивилизации?
Смена мировых цивилизаций выражает последовательные ступени развития человеческого общества, определяемые по эпицентрам исторического прогресса. Но эти эпицентры периодически перемещаются, особенно при смене суперциклов.
На нынешней территории России, Украины, Белоруссии в силу ряда при-чин неолитическая цивилизация началась на два тысячелетия позже по сравнению с эпицентром (который служит метрономом исторического времени), а следующие две цивилизации не были ярко выражены и пройдены в ускоренном темпе (лишь в Северном Причерноморье — районе античной колонизации — ритм приближался к общемировому).
Почему происходит смена цивилизаций? В самой общей форме ответ будет таков: потому что господствующая цивилизация отжила отведенный ей историей срок, исчерпала свой потенциал, подошла к последней фазе своего жизненного цикла.
Перейдем теперь к ответу на второй вопрос — как происходит смена цивилизаций, каковы последовательность и механизм этой смены по разным этажам цивилизационной пирамиды. Первоисточник перемен следует искать в фундаменте пирамиды, в человеке, в динамике его потребностей и способностей, знаний, навыков, интересов.
В представленной исследовательской работе раскрываются возможно-сти разработки национальной стратегии развития на основе современной теории трансформации социальных (макросоциальных) систем. Исходя из этого, рассматриваются узловые направления стратегии развития России как макросоциальной системы. Особое внимание уделяется проблеме координа-ции адресных стратегических программ, призванных стать средствами реали-зации стратегии национального развития России.
В марте 2011 года исполнилось 150 лет со дня объединения Италии. Официально Италия стала единым государством 17 марта 1861 года, когда Vittorio Emanuele II стал Королем объединенной Италии, а Италия стала единым Королевством.
В угличской церкви Димитрия на Крови, второму по древности памятнику архитектуры угличского кремля, сегодня располагаются музейные экспозиции, в том числе знаменитый «ссыльный» колокол, в который звонили, оповещая об убийстве царевича. Этот колокол имеет свою удивительную историю.
Николаев - административный центр Николаевской области и крупный индустриальный центр Юга Украины. Здесь проживает более 500 тысяч жителей. Город обладает развитой транспортной инфраструктурой, которая включает морские и речные порты, железнодорожный узел, аэропорты и автострады в сочетании с мощной производственной базой, научно-исследовательскими и проектными институтами.
На протяжении многих столетий глина является наиболее популярным материалом для производства цветочных горшочков. Их внешний вид радикально не изменился даже со времен, когда ими любовались строгие египетские фараоны и азиатские императоры....
Мы привыкли брать официальную дату появления поселка с того времени когда оно впервые было упомянуто в каком либо письменном источнике или в дневнике путешественника. А если в таком месте не было, ничего сверхъестественного и жизнь здесь проходила тихо и без особенных исторических и природных катаклизмов?
Множество глаз рассматривало золотые крылатые фигурки, выставленные в Музее золота при Государственном банке Колумбии. Они не раз экспонировались на передвижных выставках "Сокровища Колумбии", проводившихся в различных странах мира.
Происхождению этого профессионального праздника послужило большое развитие рыболовства, особенно в советское время, появлялось все больше и больше рыболовов-любителей
День Воздушного Флота России — профессиональный праздник пилотов воздушного флота и работников авиационной инфраструктуры России. Этот день отмечается в Российской Федерации ежегодно
Развитие членораздельной речи помогало общению, передаче накопленного опыта и первоначальных знаний. Возникло первобытное искусство
С началом верхнего палеолита, после отступления ледников с большей части территории Европы, Азии и Северной Америки, изменились условия жизни предшественников современного человека, которые прошли ряд ступе-ней своей эволюции в течение 2 млн. лет.
На нынешней территории России, Украины, Белоруссии в силу ряда при-чин неолитическая цивилизация началась на два тысячелетия позже по сравнению с эпицентром (который служит метрономом исторического времени), а следующие две цивилизации не были ярко выражены и пройдены в ускоренном темпе (лишь в Северном Причерноморье — районе античной колонизации — ритм приближался к общемировому).
Смена мировых цивилизаций выражает последовательные ступени развития человеческого общества, определяемые по эпицентрам исторического прогресса. Но эти эпицентры периодически перемещаются, особенно при смене суперциклов.
Следует отметить и такую точку зрения, что история общества, содержание которой составляет борьба классов, началась с их появлением, созданием выражающего волю господствующего класса государства, т.е. примерно пять-шесть тысяч лет назад.
Третий этап переходного периода можно характеризовать как патовую ситуацию, сравнительно недолгий период равновесия сил старого и нового мира.
Ответим теперь на третий и последний вопрос: каковы содержание, этапы и итоги переходного периода к новой цивилизации?
Каждая цивилизация вносит качественные изменения в систему производственных отношений — формы и способы присвоения (собственности), распределения, обмена. Эти перемены имеют своим первоисточником человека, необходимость создать оптимальный при данных технологических и организационных условиях производства экономический интерес, мотивационный механизм.