Отзыв на стихотворения христианского поэта - Людмилы Леонидовны Ларкиной
Отзыв на стихотворения христианского поэта –
Людмилы Леонидовны Ларкиной
Те, кто уже писал свои отзывы и рецензии на творчество современного христианского поэта, лауреата Международных поэтических конкурсов, Людмилы Леонидовны Ларкиной, сделали важные и тонкие замечания, прекрасно оценили её творчество. Так, создательница православного портала «Причал» Надежда Резина, написала душевный, прочувствованный отзыв о том, что поэзия Людмилы Леонидовны вызывает в её душе чувства радости и восхищения, глубокий эмоциональный резонанс с переживанием священного, к которому прикасались стихотворения, вызывала у неё на глазах слёзы. Очень хорошо Надежда замечает, что «Сердце, наполненное благодатью Божией, не может не молчать! Оно начинает говорить на языке стиха».
Многие из рецензентов отмечали, что в стихах поэта (я, всё-таки, избегаю употреблять слово «поэтесса», и называю Л.Л.Ларкину – поэтом) сразу чувствуется её сердце, её произведения наполнены благодатью и «щемящей любовью к Родине» (Резина). Член Союза писателей «Новый Современник» Надежда Стрелкова отметила, что «По-настоящему верующий человек, всегда ощущает свет, который он несёт в своей душе - светлый образ Бога». У Людмилы Леонидовны есть такие строки: «Заботой Ангела хранима. / Его лишь слушалась в пути. / А он подсказывал незримо, / Как мне за Господом идти».
Вначале великий украинский поэт и проповедник – Григорий Савич Сковорода, а позднее, великий пастырь ХХ века – отец Александр Мень, утверждали, что главная потребность человека – следовать Воле Бога. В этом счастье, в этом раскрытие глубин души, в этом познание самого себя и самореализация. Тонкие, глубокие и искренние стихотворения Людмилы Леонидовны наполнены постоянными поисками истинных путей Божьи, наполнены поисками высшей Правды. Её чувствительная душа сразу же откликается на события, которые затрагивают радостью или болью.
На весть об уходе из жизни Александра Исаевича Солженицына, который являлся фигурой эпохальной, как для современной литературы, так и для демократии, свободы, поэт написала стихотворение «Лицо эпохи замерло…». В этом, наполненном страстным гражданским звучанием стихотворении, ярко, выразительно рисуется образ борца за правду, свободу и совесть. Последняя строка подводит выразительный итог: «Ты был трибуной совести рабов…».
Гражданская лирика поэта выразительна, выразительны её природные стихотворения, лиричны и сердечно пронзительны стихотворения о любви. Однако, наиболее характерна для Людмилы Леонидовны, наиболее ей душевно близка, тематика религиозно-философских стихотворений. И как отметила в своём отзыве член Союза журналистов, главный редактор журнала «Москва и соотечественники» Наталия Мазаник: «Поэтическое творчество Людмилы Ларкиной восхищает своей яркостью, искренностью, талантом…», «…основная поэзия Людмилы Ларкиной – это философская и христианская поэзия. Мастерство красивого слога, профессионализм, талант и искренняя любовь к Богу, позволяют ей творить великолепные, неповторимые стихи…». Нельзя не согласиться с таким высказыванием, когда читаешь проникновенные строчки о Боге и поиске смысла жизни, в отпавшем от Бога мире.
Если говорить об общем восприятии творчества поэта, о философско-лирической концепции произведений, то, на мой взгляд, творчество Людмилы Леонидовны идейно и эстетически наиболее близко к религиозно-философской и проповеднической поэзии Григория Сковороды, а также, к творческим поискам тех авторов, которые искали Истину у врат Храмов и монастырей. Проповедник, философ и поэт Григорий Сковорода (1722 – 1794), заложил не только философский фундамент под здание славянской религиозной философии, но и фундамент в основу новой украинской литературы. В его поэтических произведениях, и в прозе, в баснях, соединилась проповедь Слова Божьего, и эстетическая красота, страстное обличение грехов мира, и демонстрация глубины и подлинности праведной жизни, которая только и способна привести человека к счастью.
Всё эти темы и образы с несомненностью характерны и для Людмилы Леонидовны, с её обострённым чувством социальной ответственности, проповеднической открытостью стихотворений, напоминающей о том, что Евангелие призывает всех нас на апостольское служение (апостолат мирян). Ясность и конкретность образов, яркая метафоричность, делают поэзию этого автора, запоминающейся и глубоко трогающей душу, вызывающей резонанс с самым сокровенным в нашем сердце.
Художественное творчество каждого серьёзного автора неотделимо от богатства культуры, национальной и всемирной, оно питается этими корнями, и прорастает новыми побегами, ветвями, в Древе культуры и искусства. Часто между авторами разных времён возникает незримый диалог, в тексте встречается то, что называется сложным научным словом «интертекстуальные параллели» (сознательные или бессознательные). Иначе говоря, сходные образы и ассоциации с другими произведениями. У талантливых творцов, таких параллелей много, они ведут незримый диалог со всей мировой культурой.
Людмила Леонидовна, человек очень образованный. Она окончила филологический факультет Удмуртского Государственного Университета, работала старшим научным сотрудником в Ижевском краеведческом музее, старшим научным сотрудником в Тверском историко-архитектурном и литературном музее (филиал города Кимры), директором музея Аркадия Гайдара, директором Музея Прикладного Искусства. И когда читаешь её стихотворения, сразу же чувствуешь, как от них во множество направлений идут образные ассоциации, расширяющие смысл произведения, наполняющие его богатым эстетическим содержанием.
Так, в стихотворении «Зарисовки на паломническом теплоходе «Игумен Даманский», поэт пишет: «Теплоход целует волны, / Режет Ладожскую гладь./ Под покров небесной кроны,/ Месяц лёг заночевать.// В трюме деточки притихли,-/ Утомил далёкий путь,/ И уснули в мачте вихри,/ Чтоб немного отдохнуть». Читая такие замечательные, художественно богатые строчки, сразу в душе рождается множество классических художественных образов… Лично для меня, в этих строчках содержатся и Блоковские строчки «Здесь тишина цветёт и движет…», и Пушкинские «Зима, крестьянин, торжествуя…» (величие и блаженный покой), и картины гения в изображении пейзажа – Куинджи (прежде всего, его знаменитое полотно «Украинская ночь»)… И…
И тут, поэтическое творчество Людмилы Леонидовны, питается, прежде всего, национальными образами и народной традицией, которая глубоко близка поэту, которая, как уже было сказано, профессионально была тесно связана с изучением и сохранением этнической традиции. Поэт написала много стихотворений для детей, питающихся этническими корнями и образами, народным фольклором. В этом её несомненная связь с родной землей, с её архетипической сутью. Не зря Людмила Леонидовна глубоко обеспокоена за судьбу России, много пишет о ней ярких и чудесных стихотворений.
Так, она часто обращается к образам российских берёз, черпает от них своё вдохновение. В замечательном стихотворении «Я люблю, Петербург, Тебя за туманные, синие очи…», она с необычайным лиризмом признаётся в своей искренней любви к Петербургу и к святым, которых хранит его земля. И не случайно её возвышенно-лиричное, и одухотворённое стихотворение о святой Ксении Петербургской, заняло первое место на престижном поэтическом конкурсе.
Продолжая разговор о лирической концепции творчества поэта, я бы обозначил её ведущую тему, как «религиозное звучание простоты». Возможно, это моё личное восприятие её творчества, но мне представляется, что классическую тему противостояния цивилизации и природы, наполненности природы религиозной чистотой, она раскрывает с особой эстетической силой и философской глубиной, с особой авторской уникальностью и неповторимостью. Любовь к монастырям и их умиротворяющему покою, любовь к Богу, вопреки падшему миру, пронесённая через страшные годы коммунистического атеизма, когда молодому автору, священник Тверской Епархии, давая благословение писать стихи о Боге, посоветовал их не публиковать: «За стихи о Боге они распнут тебя…». От этой настроенности, видимо, и любовь к естественно-природной, мистичной поэзии Сергея Есенина, воспевшего красоту родной природы и «нездешние поля»… Также, при этом, вспоминаются классические строчки Иосифа Бродского: «В деревне Бог живёт не по углам…».
В таком плане, высказывая, однако, своё мнение, я бы назвал стихотворение «Селигерскими моется волнами…», просто программным для всего творчества Людмилы Леонидовны, стихотворении, в котором её поэтический талант раскрывается с особой силой и полнотой. В этом стихотворении образы наполнены необычайной глубиной, и эмоциональной силой, заставляют глубоко сопереживать, даже содрогаться до глубин сердца, с благоговейным чувством… Оно начинается так: «Селигерскими моется волнами/ У деревни построенный мост./ Под Тверскими лесистыми кронами/ Здесь стоит одинокий погост.// Купола у церквей не золочены./ Роспись стен лаконично проста./ Лики мудрых Святых озабочены,/ И не в золоте царски врата». В строчках лаконично подчёркивается святая простота и чистота, образы ясны, прозрачны, и, вместе с тем, глубоко метафоричны.
И поразительный по философско-лирической глубине, и пониманию коллективной национальной психологии, куплет: «Что-то есть в простоте этой грустное./ Что-то ноет в душе не спроста./ И молитвой исконною русскою/ Величается здесь красота». Эти строчки - квинтэссенция русского, славянского мироощущения, в архетипической сути которого слияние религиозной правды и красоты, умиротворённости и праведности, грусти и религиозной полноты жизни, счастья. В Православном Храме, с его простотой и мистической глубиной икон, согревающим горением свечей, легко и уютно, тепло и умиротворённо… О Православной иконе и особом строении Православных Храмов хорошо писал Евгений Николаевич Трубецкой, о согревающей душу «теплоте» православных свечей замечательно писал Алексей Фёдорович Лосев…
Далее поэт пишет: «Здесь без регента голоса стройного/ Запевает на клиросе хор,/ Отпевая соседа покойного,/ Пред дорогой в кладбищенский бор.// В стенах музыка слышна Чайковского,/ Раздается над озером звон./ От пейзажа родного и броского/ Клонит броситься к церкви в поклон». Красота переходит в правду, будит лучшее в нас, вызывает чувство благоговения перед Всевышним, священный трепет…
И далее: «Клонит броситься в ноги, расплакаться./ Позабыть запрещённый барьер./ Скину на пол дешёвое платьице/ Прыгну в воды твои, Селигер.// Захлебнусь красотой этой дивною/ Задохнусь от волны забытья/ Наслаждаясь приволья картиною,/ И глотая восторг бытия». Чувство красоты и чистоты, чувство правды, открывают нашу душу навстречу восторгу, священной радости. Однако, не «радости» мирских страстей, с их губящей душу тяжестью, но восторгу подлинной полноты бытия, который открывается только через приобщение к Богу, к праведности.
Мистики всех времён, искали полноты бытия, через приобщение к священному. Поэзия, с её образностью и музыкальной ритмикой, открывает свой путь к Богу. Для тех, кто способен идти по этому пути, яркая и талантливая поэзия Людмилы Леонидовны Ларкиной, является настоящим духовным светом во мраке грехов и богоотступничества, настоящей духовной лестницей, на пути восхождения к Богу.
22.09.08.
Р.П.Еслюк, руководитель научно-просветительского Центра
«Христианская интегративная психотерапия имени о. А.Меня»
Комментарий:
Отзыв написан по просьбе Людмилы Леонидовны Ларкиной, к готовящейся к изданию в Австралии на двух языках (русском и английском), очередной книге её стихотворений. Она сейчас живёт с семьёй в Австралии, в составе русской общины, и сохраняет большую любовь к своей Родине – России, волнуется за судьбу страны, за судьбы братских славянских народов. Людмила Леонидовна считает своей задачей – донести христианскую поэзию до носителей других языков. В Австралии активно развивается Православие, многие австралийцы принимают Православие. Много смешанных браков, между русскими эмигрантами и австралийцами, причём вера в такой семье принимается Православная, поскольку, считается более духовной, с глубокими корнями древней культуры.
В то же время, как отмечает Людмила Леонидовна, австралийцы с детства почитают христианского Бога, и особо не задумываются какую принять веру – Православную, Католическую, Протестантскую. Для них главное, - чтобы вера была христианской. Ни в одной стране мира, кроме России, не построено столько русских Православных Церквей, как в Австралии. Религиозная атмосфера основана на терпимости и уважительном принятии иных религиозных убеждений. Так, постепенно укрепляются корни Православной культуры в этой стране.
Сайт Л.Л.Ларкиной в Интернете по этому адресу: http://larkina.priestt.com/ ;
на сайте нашего Центра её страница: http://www.christiannewage.ru/article/issc/ .
На отосланный по электронной почте отзыв, Людмила Леонидовна, прочитав, ответила следующее в письме Р.П.Еслюку от 23.09.08.: (письмо публикуется с её разрешения):
«Здравствуйте, Руслан. Статья открылась.
Прочитала и была просто поражена красотой Вашего слова, образностью языка, глубокими познаниями литературы, философии, психологии.
Вы создали целый труд!
Читая, я восхищалась, не потому что Вы писали о моём творчестве, а потому, что я получила истинное наслаждение от Вашего языка. Те, кто прочитал эту статью, отметили Ваш талант рецензента, писателя и психолога. Искренне благодарю Вас за Ваш труд, за время, которое Вы потратили, работая над рецензией. Благодарю за добрые слова, за высокую оценку моего творчества, за тепло, с которым Вы всё это написали.
Ваша статья придала мне силы и вдохновения и я ещё больше почувствовала ответственность за каждое слово, которое я пишу, за каждый день, который я проживаю. Благодарю Господа за полученную возможность прочитать то, что Вы написали. Благодарю Господа за каждый прожитый день, за свидетельства и откровения, которые он посылает. Пусть Всевышний всегда хранит Вас и Вашу семью.
С искренним уважением и признательностью,
Людмила Ларкина.
Австралия, Брисбен, штат Квинсланд».
Некоторые стихотворения Л.Л.Ларкиной:
Селигерскими моется волнами…
Селигерскими моется волнами,
У деревни построенный мост.
Под Тверскими лесистыми кронами,
Здесь стоит одинокий погост.
Купола у церквей не золочены.
Роспись стен лаконично проста.
Лики мудрых Святых озабочены,
И не в золоте царски врата.
Что-то есть в простоте этой грустное.
Что-то ноет в душе не спроста.
И молитвой исконною русскою,
Величается здесь красота.
Здесь без регента голоса стройного,
Запевает на клиросе хор,
Отпевая соседа покойного,
Пред дорогой в кладбищенский бор.
В стенах музыка слышна Чайковского,
Раздается над озером звон.
От пейзажа родного и броского,
Клонит броситься к церкви в поклон.
Клонит броситься в ноги, расплакаться.
Позабыть запрещённый барьер.
Скину на пол дешёвое платьице,
Прыгну в воды твои, Селигер.
Захлебнусь красотой этой дивною,
Задохнусь от волны забытья,
Наслаждаясь приволья картиною,
И глотая восторг бытия.
Красота, чистота Селигерская.
Я напьюсь чистоты твоих вод,
Ах ты, вольная жизнь деревенская.
Посмотри, я приехала, вот.
Я пришла на погост к тебе вольная,
Разудалой походкой своей,
Стала здесь я монашка престольная,
В мире, бросив подарки князей.
Красота, чистота Селигерская,
Через озеро узенький мост.
Как душа моя любит словенская,
Тот Казанский далёкий погост.
1984 -2007.
Село Котицы.
Тверская область.
Ксенья Петербургская
Молитвенница русская,
Прославившая Русь.
Ксенья Петербургская,
Тебе я помолюсь.
Скажу Тебе, что грешница.
Поплачу на скамье.
Душа моя утешится,
И будет лад в семье.
На кладбише здесь очередь,
Как раньше в мавзолей.
Идут с грехами дочери,
С Россиюшки со всей.
Ты, женщинам - Помощница.
И от разводов верег.
Душа здесь прополощется,
И поплывёт на берег.
Мужчинам, Ты - Наставница,
А для детей - Покров.
Спасительная здравница
Семейных очагов.
Я люблю, Петербург, Тебя за туманные, синие очи...
Я люблю, Петербург, Тебя за туманные, синие очи.
За прищуренность глаз, чуть усталых ночных фонарей.
За бессонность мечты в твои белые, тихие ночи,
И за шёпот листвы раскудрявых, хмельных тополей.
Город музы Святой, собираешь людей с покаяньем.
Три Святыни хранят здесь величие славы покой,
Я люблю, Петербург, современным, вчерашним и давним,
Искупителя бед со Святою от Бога судьбой.
В изумрудной Неве, и в каштанах аллей с площадями
Я читаю эпох удивительно-сказочный мир.
В позолоте церквей, над застывщими их куполами,
Вижу Ангелов дом, обрамлённый в небесный сапфир.
Город русской Венеции под покровом Апостольской сени.
Крестный путь на Голгофе с санями блокады от бед.
Ты любовью храним по молитвам Блаженнейшей Ксеньи.
Ты несёшь, Петербург, для России Предсказанный свет...
2006.
Зарисовки на паломническом теплоходе
«Игумен Даманский».
Паломничество на Валаам.
Теплоход целует волны,
Режет Ладожскую гладь.
Под покров небесной кроны,
Месяц лёг заночевать.
В трюме деточки притихли,-
Утомил далёкий путь,
И уснули в мачте вихри,
Чтоб немного отдохнуть.
Каменистый остров дышит,
Умудрённой сединой,
А над трапезною крышей,
Звёзды сели на покой.
Плыть осталось «два лишь шага»
Теплоходу по волнам.
Красоту архипелага
Открывает Валаам.
Крест Поклонный нас встречает
У Никольского скита,
И паломническим чаем,
Угощает всех сестра.
Сам Апостол Первозванный
Остров сей благословил.
Красотою, Богом данной,
Дух молящих укрепил.
Чудо остров в океане,-
Всюду Пушкинский пейзаж
И в монашеском здесь сане
Каменистый вернисаж.
Келья встретила с любовью:
Запах ладана, кадил.
Сладким мёдом, горькой солью
Нас Господь благословил.
20 июня 2007.
В Константиново. Рязанская область.
В доме С.Есенина.
Прялки сложены в тихих сенях,
У шестка чугунки и ухват.
В этом доме родился Есенин,
Этим чудом весь край богат.
Перед домом мудрейшая липа,
Смотрит в каждого, кто пришёл,
И в углу у Святого лика
Так по-детски душе хорошо.
Побелённая глиной печка,
На стене старомодный шушу,
Я присяду вот здесь, на крылечко,
И Рязанщиной подышу.
Может сила какая льётся
В раскудрявом, лесном краю?
Я напьюсь здесь воды с колодца,
Может громче в стихах спою.
Константиново с белым храмом,
А напротив крестьянский дом,
Вот на этом – то месте самом,
Был «повеса» благословлён.
Вижу Божее всюду диво,
Колосистую, рыжую рожь,
Как же, Господи, здесь красиво,
Как без этого проживёшь!?
Пруд цветёт длинноногих лилий,
Ждёт влюблённых притихший плот.
Залюбуюсь своей Россией,
Никуда не уеду. Вот!
15 июня 2007.
С. Константиново,
Рязанская область.
Красотой душа дивится, чуду радуется глаз…
Село Остафьево Подольский район,
Московская область.
Красотой душа дивится,
Чуду радуется глаз.
Замирают в счастье лица,
Где Остафьевский Парнас.
Белокаменной колонной
Отраженье смотрит в пруд.
Перекатом чудных звонов,
Собирает церковь люд.
Пушкин бродит по Парнасу,
Сам стихи читая вслух,
И, испив простого квасу,
Переводит Пётр здесь дух.
Здесь Россия золотая
С непокорною судьбой.
Разветвилась вековая
Липа шёлковой листвой.
Дышит радостью природа,
Словно триста лет назад.
Думы Вяземского рода,
Сохранил тенистый сад.
Близ Остафьева поместья
Школьный дворик до сих дней,
Где Господь нас свёл всех вместе,
Чтоб понять, что есть важней.
Чтоб понять, что у России
Нет конца. Есть вечность дней.
Чтобы Господа спросили,
Как же стать ещё мудрей.
Чтоб в стихирном слышать гласе
Вековых молений суть.
Чтоб в Остафьевском Парнасе
Свой найти для жизни путь…
Село Остафьево Подольский район,
Московская область.
4 июня 2007.
Лицо эпохи замерло... Памяти А. И. Солженицына Лицо эпохи замерло, потухнув.
Последний путь лежит под монастырь.
Эх, Русь моя, не хочется ли ухнуть?!
Прорвав обид гноящийся волдырь.
Сказать про все «невинные» расправы,
Не утаив, что знаете в лицо
Людей, кому подсыпали отравы,
Уже за то, что спорили с гонцом...
Про горький хлеб кровавой католажки,
Про правду в перечёркнутых листах,
Про детский плач измученной бродяжки,
Архипелаг изгоев на крестах.
Ушёл спокойно, руку не подавши,
Любя свою Россию и народ.
Уходят так глаза эпохи нашей,
А остаётся править сумосброд.
Поклон тебе, мыслитель, от поэтов,
Что не считал людей за дураков.
Ты не держал за пазухой секретов...
Ты был трибуной совести рабов...
6 августа 2008.
И колыбелит Ангел свыше
Любовь Божественную в нас...
Детство Ильи в Красной Пахре.
Играет солнце. День в зенице.
Стрекочет счастьем детвора...
Живой водицею струится
Весной берёзова кора.
Как восхищенно детство дышит,
Благословляя этот час!
И колыбелит Ангел свыше
Любовь Божественную в нас.
2006.
Официальный сайт ЧП «НПЦ» «ХИПИО А.Меня» в Интернете по этому адресу: http://www.christiannewage.ru/ .
Обсудить статью
Творчество любого поэта всегда уникально, особенно гениального. Марина Ивановна Цветаева, безусловно, относится к числу последних. Как и под чьим влиянием сформировался ее талант, что было главным в ее поэзии, какая философия лежит в основе ее творчества? Цветаева очень глубокий поэт, сложный и многоплановый. Ее стихи сразу можно узнать по тому, как поэт обращается с языком: она слушает его, проговаривает один и тот же смысл разными словами и звуками, всматривается и вчитывается в каждое слово
Высказываю свое мнение по поводу комментариев к /и самих публикаций сочинской поэтессы Анны Гольц (она же Анна Хохлова). Я не критик, а всего лишь человек, который имеет право оценивать то, что он видит. И я оцениваю это очень высоко........
У Кнута Гамсуна была долгая жизнь: родившись в 1859, умер он только в 1952 году. На его глазах Норвегия превращалась из аграрной страны в промышленный регион, рушился сельскохозяйственный уклад, гибла интеллигенция, мелкий предприниматель, разорялся патриархальный строй, близкий Гамсуну с детства, гибла природа. Человек постепенно превращался в винтик огромной машины. Что чувствует человек, попадая в этот беспощадный мир, как ему выжить, не потеряв достоинства? Об этом книги Гамсуна.
Кнута Гамсуна называют норвежским Достоевским. Это не случайно: Гамсун очень похож на русского писателя не только проблемами, но и стилем, и проникновением в тонкий душевный мир человека, и каким-то своеобразным тонким юродством… Эту схожесть отмечают все специалисты и неспециалисты. Гамсун – импрессионист в описании природы; тонкий психолог - в описании отношений между мужчиной и женщиной; глубокий философ – в постановке вечных вопросов о смысле жизни и свободе.
Сколько уже написано слов о Пушкине, а он снова и снова рождается для каждого из нас. Для некоторых он так и остается школьным поэтом, для других – его поэзия становится недосягаемой звездой и мерилом поэтического, для третьих –притягателен внутренний мир Пушкина, его отношение к женщине, России, популярности. Для меня он – скорее третье, потому что стихов не пишу и поэты рождаются не от мира сего, а жизнь проживает каждый и каждый может примерять жизнь поэта на себя.
Русских народных поэтов, которых любит народ, не так много. Первым на ум приходит Есенин, потом Высоцкий… Сегодня можно говорить еще об одном уникальном, гениальном и по-настоящему народном поэте – Михаиле Анищенко. О нем знают немногие, но те, кто читал его стихи, говорят, что они не просто задевают, залезают под кожу. Знаю по себе: мурашки по коже при первых строчках. Все, кто любит поэзию и болеет душой за Россию, знакомьтесь с великим русским народным поэтом Михаилом Анищенко
Анонс книги Эрика Берна: «Игры, в которые играют люди» Берн — знаменитый психолог и психиатр двадцатого века, создал «анализ взаимодействий», который изучает поведение человека в ближайшем его окружении (семья, работа и т.д.). Анализ Э. Берна основывается на определении состояний Эго, задействованных в игре (человек имеет три состояния Эго: родитель, взрослый и ребенок).
Вы автор стихов, пишете их для себя, друзей… Считаете, что это так… хобби… Может ваш труд достоин внимания общественности и вам стоит принять решение и издать книгу стихов.
В научно-популярной статье излагаются принципы целостной регуляции мироздания, коллективного бессознательного, человеческой психики, через рассмотрение центрального архетипа - Дома-Личности. Рассматриваются вопросы здорового образа жизни, саморегуляции социальных систем.
Статья посвящена рассмотрению творчества заслуженной артистки России, певицы Татьяны Ивановны Булановой, с точки зрения эстетики и современной психологии юнгианского направления.
В статье излагается основа системы тренингов личностного роста, разработанных автором на базе новой теории психотерапии.