Рецензия На Спектакль "детский Альбом" (К Юбилею "зазеркалья")
Рецензия на спектакль «Детский альбом»
Юбилею «Зазеркалья» посвящается
«Детский альбом» ... Не правда ли, знакомое название. Петр Ильич Чайковский написал его в далеком 1878 году и посвятил своему племяннику Володе Давыдову. Не одно поколение юных музыкантов выросло на этих очаровательных фортепианных миниатюрах.
Санкт-Петербургский детский музыкальный театр «Зазеркалье» воплотил образы «Детского альбома» на театральной сцене. В спектакле на музыку Чайковского сочетается, казалось бы, не сочетаемое. Герои на сцене говорят прозой, как в драматическом театре. Музыкальные эксцентрики показывают зрителям настоящие цирковые трюки. Персонажи-маски из итальянской комедии дель арте разыгрывают веселую буффонаду. На протяжении всего спектакля, словно сошедшая с древнегреческих подмостков, присутствует богиня памяти Мнемозина. При этом спектакль насквозь музыкальный, пронизанный единой драматургической нитью – музыкой Чайковского. Герои его поют и двигаются под музыку «Детского альбома».
Лейтмотивом, объединяющим все действо, становиться пронзительно-трогательная мелодия пьесы «Шарманщик поет» в самых различных оркестровых нарядах (композитор Леонид Десятников, Москва). Спектакль «цементируют», обрамляя собой, два музыкальных номера из сборника Чайковского, в вокальных и инструментальных вариантах, - «Утренняя» и «Вечерняя молитвы».
Образный мир музыки Чайковского в спектакле осовременен и прочитан по-своему. Пьесы переставлены местами, как того требует сценическая ситуация. Пружина действия закручивается вокруг быта и обитателей дворянской усадьбы.
В основу либретто положена проза трех русских писателей: «Другие берега» В. Набокова, «Детство» Л. Толстого и «Детство Темы» Н. Гарина-Михайловского. В спектакле два главных героя – Писатель (заслуженный артист РФ Виталий Гордиенко) и Мальчик (роль-травести). Режиссер-постановщик Александр Петров ставит спектакль на сопоставлении двух сюжетных параллелей – мир глазами взрослого и ребенка. Для одного это – далекие детские воспоминания, мир прошлого, былого. Для второго – мир настоящий, сиюминутный, мир открытий, первых разочарований и удивлений. Богиня памяти Мнемозина помогает героям переноситься через реку Времени (миманс, артистка Ольга Фурман).
Два действия спектакля контрастны по образному наполнению. В первом – на сцене патриархальный мир русской дворянской усадьбы второй половины XIX века. Здесь взрослые и дети свободно говорят по-французски. Заботливые нянюшки рассказывают на сон грядущий сказки. Картины уютного домашнего бала сменяют сцены святочного народного гулянья с ряжеными и пляшущим Медведем. Все на контрасте, как в настоящей жизни. Радость наполнена грустью. Смешное соседствует с серьезным. Грезы и несбыточные мечты спускают на грешную Землю.
Музыкальный язык Чайковского как фон действия трансформирован и видоизменен. Под музыку «Новой куклы» весьма неожиданно проходит урок французского языка. Мелодия «Болезни куклы» с ее вздохами и «говорящими» паузами передает чувство потери любимой матушки, роль которой исполняет заслуженная артистка РФ Елена Терновая. Очень необычно решен поэтичный ми-бемоль мажорный вальс с танцующей куклой-марионеткой (балетмейстер-постановщик – народный артист России Николай Боярчиков). Святочные сцены по-народному сочны и колоритны. Летящий снег. Шубы. Шапки. Шали. Валенки. Хохот. Шум. Тут и русская песня, и лихие коленца «Камаринской», и пляшущий под гармошку Медведь на поводке. Зима была любимым временем года Чайковского.
Действие второго акта разворачивается в Европе. Перед глазами зрителей мелькают страны – Германия, Франция, Италия. Страны, в которых бывал сам автор «Детского альбома». Национальный колорит и народный дух происходящего на сцене проявляется не только во внешнем облике и костюмах, но и выверен до мелочей (художник-постановщик – Вячеслав Окунев, заслуженный художник России). Персонажи поют по-немецки, по-французски, по-итальянски. Вот сценка-дуэт двух немецких бюргеров, Ганса и Фрица, на мотив «Немецкой песенки». Здесь же в музыкальном калейдоскопе под звуки веселой чешской польки зажигает пара музыкальных эксцентриков, брат и сестра Нук. А как забавен квартет героев итальянского театра-буфф! Арлекин, Коломбина, Пьеро и Пульчинелла. Куклы-маски распевают искрометные итальянские мелодии, записанные Чайковским во время путешествия по Италии. Сентиментальная музыка «Старинной французской песенки» - и новый сюжетный поворот. Увлечение и разлука Мальчика с очаровательной девочкой по имени Колетт.
Путешествие подходит к концу, словно заканчиваются рождественские каникулы с выездом заграницу. Герои возвращаются домой. Образный мир природы внимает им. Колорит сумрачного «Зимнего утра» оттенен жизнеутверждающей «Песней жаворонка». Два контрастных музыкальных номера, помещенные в сборнике Чайковского на расстоянии, соседствуют рядом. Природа оживает, а вместе с ней в душе поселяются Вера, Надежда, Любовь.
В сценографии спектакля много метафор. На сцене большой шкаф с зеркальной дверью. Это символ, за которым упрятаны фантазии из прошлого и будущего героев. Символична и последняя сцена спектакля. Писатель, сидя на полу, разглядывает большой альбом, перелистывая, вероятно, страницы Книги жизни.
Наверно, в каждой семье есть подобный альбом, в котором со старых фотографий смотрят дорогие нам люди – папы, мамы, дедушки и бабушки. Мир воспоминаний. У каждого он свой. Есть уголки памяти, в которые никого не хочется пускать. Но есть те, которыми хочется поделиться. Это незабываемо яркий мир детства. Такой, какой представлен в спектакле «Детский альбом».
Союз театральных деятелей удостоил режиссера-постановщика «Детского альбома» народного артиста России Александра Петрова специальным призом «За создание сценического произведения непреходящей художественной и нравственной ценности». Лучше не скажешь.
Елена Лень, преподаватель ДШИ Красносельского района г. Санкт- Петербурга, музыковед.
Обсудить статью
16 июня на сцене театра Эстрады им. Аркадия Райкина (www.estrada.spb.ru) состоится музыкальный спектакль заслуженного артиста России Дмитрия Бозина и лауреата международных конкурсов, пианистки Анастасии Животовской.
Авторский проект театра «Миниатюр» в Санкт-Петербурге и группы молодых кинорежиссеров «Неслабое Кино», объединяющий в одном творческом пространстве спектакль и короткометражные фильмы.
Премьера спектакля состоялась 24 декабря 2012 в канун католического Рождества. Всего было исполнено 8 спектаклей, которые захватили и Новый год, и православное Рождество, в период с 24 декабря по 9 января 2013 года.
Волгоградские чиновники определились с местом будущего строительства нового здания для областного театра кукол. Ранее для размещения сооружения рассматривались различные варианты, среди которых была и пойма реки Царицы, и Сурский север, и территория около ТЮЗа, но проектом изменений, вносимых в генеральный план города, в качестве места для возведения театра выбран горсад.
Пьеса в стихах - шутливая интерпретация истории исхода прародителей человечества из садов Эдема на грешную Землю. Версия адаптирована под наши дни. часть первая.
Главное средство сценической выразительности в современном балете - танец, имеющий ряд ветвей: классический, характерный, народный, танец «модерн», культивирующий акробатический, эксцентрический, ритмопластический и др. виды танца.
Интервью с актером Северского музыкального театра, народным артистом России Борисом Киселевым: почти 50 лет на сцене, о ролях, северском театре и московской элите (дочь актера Оксана Киселева артистка московской сцены)
В 1995 году актер Машков играл роль у Карена Шахназарова в кинодраме «Американская дочь». В 1996 году Владимир Машков получил звание Заслуженный артист Российской Федерации. В 1997 году в фильме «Вор» Павла Чухрая он играл главную роль Толяна. Картина даже выдвигалась на «Оскар». Актер Машков получил за исполнение этой роли много призов.
Статья посвящена концерту Детской Школы Искусств Красносельского района города Санкт-Петербурга, который прошел во Дворце Конгрессов.
Горизонты преподавания в детских музыкально-образовательных учреждениях на современном этапе значительно расширились. В работе появился существенный помощник - его Величество компьютер. Он позволил совершить качественный сдвиг в обучении. Учитывая это обстоятельство, мы, педагоги, стали искать новые, современные формы работы, отвечающие требованиям сегодняшнего дня. Детская научно-практическая конференция по музыкальной литературе позволяет включать тематику огромного диапазона.