Павел Романов. Мой Император. Часть 3. Окончание
Павел Романов в истории России остался как романтик и Дон-Кихот: в 14 лет он прочитал историю Мальтийского Ордена и был ею покорен.
Потом была вторая книга, которая произвела на него такое же сильное впечатление, это история Док-Кихота.
Так сформировалось мировоззрение будущего императора, которое он пытался воплотить сначала в Гатчине, а потом и во всей Российской империи.
Но идеализм, понятия чести и достоинства были, мягко говоря, не единственными, которыми руководствовались при дворе. Однако попытка Павла Романова воплотить в жизнь законы рыцарства и чести, обреченные на неудачу, все-таки не погибли.
Итак, как только матушка Екатерина II скончалась, Павел, зная, что у него мало времени, начал лихорадочно реализовывать план государственного устройства России, который вынашивал не один год.
Начал он с перезахоронения праха своего отца, поместив его рядом с супругой Екатериной II, воссоединив их после смерти. Более того, Павел I посмертно короновал отца, что вызывало у современников насмешку.
Но, признав отцовство Петра III, Павел зачеркнул отказ Петра при жизни признавать Павла сыном. Участники заговора 1762 года участвовали в перезахоронении и не понесли заслуженной кары.
Второе, что сделал Павел Романов, выпустил из тюрьмы узников польского восстания и инакомыслящих, в частности, Новикова и Радищева.
Третье – Павел спешил с признанием своего императорства: пятого ноября 1796 года умерла Екатерина, а уже шестого ноября ему присягали придворные и церковные власти. Так началось правление самой трагической фигуры дома Романовых.
К началу правления Павла государственное управление и армия были в полном разорении: казнокрадство, хищения и воровство стали нормой. Екатерининские гвардейцы были только по названию армией: отсутствие дисциплины, использование солдат генералами в личных целях, отсутствие офицеров в своих частях при этом исправное получение ими жалованья. Балы, развлечения и жизнь в свое удовольствие служилых на бумаге тоже были нормой.
Павел резко и со всей страстностью стал ломать сложившиеся при Екатерине нормы и порядки.
«Никогда еще по сигналу свистка не бывало такой быстрой смены всех декораций, как это произошло при восшествии на престол Павла. Все изменилось быстрее, чем в один день: костюмы, прически, наружность, манеры, занятия», − писал Чарторыжский в своих воспоминаниях.
Один за другим, по 40 указов, законов и постановлений ежемесячно, выходило исправно в течение почти четырех с половиной лет. Такой лихорадочной активности первого лица не было никогда, ни до, ни после. Указы касались не только государственного управления, но и частной жизни. И их было так много, что они не успевали быть не только исполненными, но даже прочитанными.
Выходили указы как мелочные, так и касающиеся существенных преобразований. К числу последних относится закон о престолонаследии, который устанавливал новый порядок наследования престола: строго по мужской линии и по старшинству - от отца к сыну, как было до воцарения Петра I, сломавшего этот порядок и ввергнувший страну во тьму дворцовых переворотов.
Закон действовал до конца правления дома Романовых: больше на троне не было ни одной женщины и престол наследовался строго в соответствии с законом. Обеспечил его выполнение сам Павел, родивший четырех сыновей, наследовавших отцу, и шесть дочерей.
Другим серьезным указом стал указ об ограничении прав дворянства относительно крестьян: указ вводил трехдневную барщину, освобождал крестьян от работы в воскресные и праздничные дни и обязывал при освобождении крестьян наделять их землей.
Кроме того, Павел всех крестьян привел к присяге государю, чем уравнял их с дворянами. Идея Павла заключалась в том, что все сословия, без исключения, должны были служить государству и первому лицу государства.
Согласно указу дворянство теперь могло подвергаться таким же телесным наказаниям, в случае преступлений, как и простолюдины. Екатерина, даровав дворянству земли и особые льготы, освобождала привилегированное сословие от этого унижения. Но сейчас этот дар отменялся.
Особой заботой Павла Романова была армия, которую срочно нужно было приводить в чувство. За время пребывания в гатчинской ссылке Павел сумел создать образец той армии, которую он сейчас стал создавать фактически с чистого листа.
Приготовление к параду при Павле I
В первую очередь он произвел грандиозную чистку офицерского состава: снял с должностей семь фельдмаршалов, устроил смотр всех офицерских сил. Не явившиеся на смотр офицеры были уволены.
Другие офицеры, которые не хотели служить по новым правилам, ушли сами. Прекратилось действие порядка, когда зачисление в офицеры происходило с рождения и дети, не служа ни дня в армии, получали звания и чины.
«Образ жизни наш, офицерский, совершенно переменился, – писал адъютант Измайловского полка Е.В. Комаровский. – При императрице мы думали только о том, чтобы ездить в театры, общества, ходили во фраках, а теперь с утра до вечера сидели на полковом дворе и учили нас всех, как рекрутов»
Строгая военная дисциплина, неукоснительное подчинение вышестоящим по иерархии, ограничение срока службы солдат, переобмундирование армии, ее артиллерийская подготовка, ежедневные построения и выучка воинского состава, выработка четкого прусского шага, который до сих пор в несколько измененном варианте сохранился в армии, запрет на любительское служение в армии и превращение ее в высокопрофессиональную сделали русскую армию сильной и мощной.
Благодаря этому были выиграны Итальянский поход А.В. Суворова и Средиземноморский поход Ф.Ф.Ушакова, а также выиграна в конечном итоге война с Наполеоном 1812 года.
Суриков. Переход Суворова через Альпы
Третье серьезное направление реформ Павла Петровича касалось государственного управления. Разгильдяйство, отсутствие порядка в делопроизводстве, казнокрадство и взяточничество чиновников требовали срочных изменений.
Он ввел в государственных учреждениях четкую и прозрачную отчетность, делопроизводство, которые во многом ограничили действие екатерининских порядков в государственных делах. Усилиями Павла был создан Заемный банк и принят закон о банкротстве. При нем существенно уменьшилось взяточничество и казнокрадство.
Особым предметом попечением Павла Петровича были вопросы чести и рыцарского достоинства, какой бы сферы они ни касались: семейной, служебной, гражданской или офицерской. Честь и рыцарские законы должны были стать нормой российской жизни.
Герб России с Мальтйским Крестом
Из этих же представлений вытекало и принятие императором на себя звания Великого Магистра Мальтийского Ордена, находившегося в лоне католичества. Сами мальтийцы до сих пор считают семьдесят второго Великого Магистра – Павла I – фактическим правителем Мальтийского Ордена. Они говорят, не будь тогда помощи от русского императора, Орден бы не выжил.
Кроме того, Павел Петрович сделал первую и единственную в истории серьезную попытку преодолеть раскол двух ветвей христианства и раскол внутри русской церкви. Он трижды встречался с Папой Римским, предлагая Папе переехать из Ватикана в Петербург в случае захвата Ватикана Наполеоном.
Он сделал себя правителем государства и церкви одновременно, фактически став Папой Российским, и прекратил гонения на староверов. После Павла с Папой Римским встречался только его сын Николай и потом уже Горбачев и Ельцин.
После принятия на себя звания магистра, Павел Петрович ввел в герб России мальтийский знак и сделал Мальту территорией Российской империи. Но этим внешняя политика Павла не ограничилась. Здесь он проявил себя стратегом и дальновидным правителем.
Вступив сначала в коалицию с Англией и Австрией против Франции, он после фактического предательства последних в Итальянской походе Суворова, организовал новую коалицию – с молодым и перспективным правителем Наполеоном.
Наполеон в знак благодарности отпустил семь тысяч русских, попавших в плен во время Итальянской операции Суворова, на французские деньги накормил их и одел. Павел не забывал благородного жеста Наполеона.
Теперь их общей задачей было уничтожение Англии: они организовали ее блокаду, а потом - поход в Индию, житницу Англии. Это мог сделать только идеалист Павел: без знания пути в Индию, без соответствующей подготовки поход был обречен. Александр по вступлении на престол отменил этот поход.
Многие реформы Павла были идеалистическими, рыцарскими и донкихотскими. За это он поплатился жизнью. Против него объединились все, кого император хотел поставить на место: дворяне, государственные чиновники, офицеры, представители высших слоев, церковь и Англия, у которой оказалось достаточно средств, чтобы проплатить заговор.
Заговор увенчался успехом: в ночь с первого на второе марта 1801 года группа заговорщиков ворвалась в Михайловский замок, только что построенный Павлом в духе средневековой крепости. В покои государя вели 72 крутых ступени, которые преодолело не более десяти человек.
Войдя в покои, заговорщики не сразу нашли императора. Павел спрятался за каминную решетку. Вытащив его оттуда, они потребовали от государя отречения от власти, на что последовал категорический отказ. Тогда Зубов ударил Павла Петровича табакеркой в левый висок, от которого Павел скончался на месте. Но заговорщики потом еще долго пинали, душили и избивали уже мертвое тело.
Народу сообщили, что император скончался от апоплексического удара. Удивительна была реакция на это сообщение: вопреки православной традиции – о мертвом либо хорошо, либо ничего – и вместо траура Петербург наполнился весельем и ликованием.
Только народ жалел своего императора и не верил в его смерть. Конно-гвардейский полк, которому сообщили о смерти императора, не поверил услышанному и молчал, не признавая Александра новым правителем и не давая ему присяги.
Тогда, испугавшись, заговорщики привели в покои Павла Петровича одного из солдат полка, чтобы он лично убедился в смерти императора. Солдат сообщил, а полк принял это как «барское дело» и согласился присягнуть Александру.
Александр, с молчаливого согласия которого был совершен заговор, всю жизнь искупал грех отцеубийства и не простил ни одному заговорщику, сослав их подальше от столицы и вычеркнув всех из политической жизни страны.
Историки замалчивали биографию Павла Петровича, словно оправдывая заговор. И только в 1901 году, спустя сто лет после его убийства, вышла первая биография императора.
Обсудить статью
Самой противоречивой, малопонятной, трагической и несчастной фигурой в доме Романовых является Павел I. С младенчества обросший легендами и небылицами, с рождения не любимый матерью, обожаемый бабушкой и близкими ему людьми, воспитанный в лучших традициях своего времени и находившийся в фактической ссылке в Гатчине Павел Первый сумел вынести из всего не только негатив. Он сделал Гатчину своей экспериментальной площадкой, благодаря которой Россия выиграла войну 1812 г.
В год четырехсотлетия дома Романовых те места, в которых побывала давным-давно, окрашиваются сегодня другой значимостью и другими смыслами, более нагруженными русской историей и русским взглядом. Юная шестнадцатилетняя принцесса из маленького Французского городка, а по сути – немецкого княжества с небольшим городком Монбельяр в центре, решает судьбу России на долгие сто лет. Решает своей ментальностью, духом и воспитанием. Но Россия все-таки берет свое...
Гатчина для Павла I стала монастырем, местом размышлений, уединения, семейного счастья. За время ссылки на окраину Петербурга, Павел создал свой проект государственного устройства, из которого 38 пунктов успел реализовать. Здесь он создал совершенно новую, боеспособную, хорошо обученную и дисциплинированную армию, которая выстояла в войне с Наполеоном в 1799 и 1812 году. Здесь он выносил тот проект наследования престола, который раз и навсегда положил конец царским переворотам.
Самой противоречивой, малопонятной, трагической и несчастной фигурой в доме Романовых является Павел I. С младенчества обросший легендами и небылицами, с рождения не любимый матерью, обожаемый бабушкой и близкими ему людьми, воспитанный в лучших традициях своего времени и находившийся в фактической ссылке в Гатчине Павел Первый сумел вынести из всего не только негатив. Он сделал Гатчину своей экспериментальной площадкой, благодаря которой Россия выиграла войну 1812 г.
Один – идеалист, другой – практик, один дружил со словом, другой с делом. Два антипода. Но у одного, который для России сделал так много, не сохранилась даже могила, а про другого помнят, читают, к его могиле в Дублине водят экскурсии, монахи ухаживают за могилкой и гордятся им. Про одного помнят только в его родной Костроме, да и то только в тех училищах, что были основаны на его деньги, а про другого знают и и изучают на католическом западе и в православной России. Две судьбы, две истории
Чижов - полная противоположность Печёрина. Человек дела, ставший к концу жизни крупным промышленником и миллионером. Жил, однако, очень скромно. После смерти по завещанию, которое стал образцом для Нобеля, Чижов оставил почти десять миллионов на благотворительность: создание нескольких промышленных училищ и родовспомогательное учреждение. Русские миллионеры сегодня вызывают инстинктивное отторжение, а тогда он пользовался уважением безмерным и беспредельным.
Владимир Печерин. Многие и не слышали о нем, помня только школьного Григория Печорина. А между тем Владимир Печерин был его прообразом. Владимир Печерин – вечный странник и архетип русского интеллигента. Он был выходцем из дворянского рода, бежал от родителей как из Содома, поступил в Петербургский университет и, как блестящий знаток филологии, был направлен на стажировку в Берлин. По ее окончании его ждало блестящее профессорское будущее. Но он предпочел совсем другую жизнь.
Рихтер и Гульд остались в истории музыки и культуры как великие музыканты-исполнители, как личности, масштаб которых оказал огромное влияние на все музыкальное пространство. Но ни тот, ни другой не имели учеников и своей школы, они не были преподавателями, хотя Гульд много сделал, чтобы вновь открыть забытые имена. Но главное, что их объединяет, это совершенная самобытность каждого, умение оставаться собой во всех обстоятельствах, глубина проникновения в музыку и беззаветное ей служение.
Гленн Гульд - музыкальный исполнитель удивительный. О нем много сказано, наверное, больше, чем о ком-либо другом. О его эксцентричности, замкнутости, приверженности к студийным записям, абсолютном неприятии концертной деятельности в залах, где чувствовал себя как медведь в цирке. Но он был очень свободным, в отличие от Станислава Рихтера. Он мог позволить себе такую эксцентричность. Глядя на него, никак не скажешь, что это затворник. Просто ему так нравилось жить и творить.
Исполнителей много, и даже самых выдающихся. Но мало тех, кто не только исполнитель, но еще и мощная личность. Сочетание того и другого с умением до тонкостей и самых глубин входить в произведение исполняемого автора – таким был единственный - Святослав Рихтер. Но мало кто, любя исполнительское мастерство Рихтера, знают о его внутренней сложной жизни, кто понимает его трагедию. Говорят, он был очень жизнерадостным, любил жизнь, но все-таки на родине он был скорее чужестранцем, чем своим.
Творчество любого поэта всегда уникально, особенно гениального. Марина Ивановна Цветаева, безусловно, относится к числу последних. Как и под чьим влиянием сформировался ее талант, что было главным в ее поэзии, какая философия лежит в основе ее творчества? Цветаева очень глубокий поэт, сложный и многоплановый. Ее стихи сразу можно узнать по тому, как поэт обращается с языком: она слушает его, проговаривает один и тот же смысл разными словами и звуками, всматривается и вчитывается в каждое слово
Семнадцатое июля – день памяти расстрела царской семьи Романовых. Царственная семья, хоть и прославлена, но только в лике страстотерпцев. Страстотерпцы – те, кто принял мученическую кончину не за веру, как мученики первых веков, а за непротивление злу насилием, за добровольное терпение страстей и мучений от единоверцев. Этот подвиг в древней Руси почитался равным подвигу подражания Христу, Его вольным страстям, добровольной смерти и жертвенности.
Самое трудное в жизни человека понять и принять свободу. Для меня свобода тоже загадочна, трудна и труднообъяснима, но к ней стремятся и о ней говорят говорят все. Так можно ли самому, добровольно, избрать свободу или лучше смотреть на нее со стороны? Почему за нее идут на каторгу и в тюрьму? Что завораживает в ней и что неотвратимо притягивает, как притягивает к себе бездна? И каждый ответит на эти вопросы по-своему. Но я понимаю и тех, кто не выбирает свободу.
Сложно объяснять то, что надо самому пережить. Праздник музыки в Париже относится к таким - необъяснимым и вселенским событиям, разворачивающимся на маленьком кусочке земного шара, но, по сути, являющимся моделью всемирного единения человечества. Праздник музыки в Париже, проходящий раз в году в день летнего солнцестояния, сам по себе имеет глубокий философский смысл, не только и не столько музыкальный, хотя и это тоже есть, но только как повод. Мне посчастливилось быть на этом празднике.
Есть художники-концептуалисты, есть реалисты и моренисты, а есть художники-философы, которых сложно понять, а тем более принять. Такими были Сезанн, Пикассо, Климт, Мунк…На русской почве когда-то их тоже было немало: Малевич, Шагал, Кандинский, Филонов. Советская власть с годами выкосила всех. Но постепенно вновь народилось поколение художников, которых активно коллекционируют. К числу таких удивительных русских художников перестроечной волны принадлежит и Василий Шульженко.
У Кнута Гамсуна была долгая жизнь: родившись в 1859, умер он только в 1952 году. На его глазах Норвегия превращалась из аграрной страны в промышленный регион, рушился сельскохозяйственный уклад, гибла интеллигенция, мелкий предприниматель, разорялся патриархальный строй, близкий Гамсуну с детства, гибла природа. Человек постепенно превращался в винтик огромной машины. Что чувствует человек, попадая в этот беспощадный мир, как ему выжить, не потеряв достоинства? Об этом книги Гамсуна.
Кнута Гамсуна называют норвежским Достоевским. Это не случайно: Гамсун очень похож на русского писателя не только проблемами, но и стилем, и проникновением в тонкий душевный мир человека, и каким-то своеобразным тонким юродством… Эту схожесть отмечают все специалисты и неспециалисты. Гамсун – импрессионист в описании природы; тонкий психолог - в описании отношений между мужчиной и женщиной; глубокий философ – в постановке вечных вопросов о смысле жизни и свободе.
Сколько уже написано слов о Пушкине, а он снова и снова рождается для каждого из нас. Для некоторых он так и остается школьным поэтом, для других – его поэзия становится недосягаемой звездой и мерилом поэтического, для третьих –притягателен внутренний мир Пушкина, его отношение к женщине, России, популярности. Для меня он – скорее третье, потому что стихов не пишу и поэты рождаются не от мира сего, а жизнь проживает каждый и каждый может примерять жизнь поэта на себя.